Женская красота

«Худа, как палка, черна, как галка, девка Наталка, мне тебя не жалко». Автор этой, вообще-то, достаточно злой эпиграммы, один из великих русских композиторов – Сергей Рахманинов. А с «девкой Наталкой» - Натальей Сатиной, он обвенчался в 1902 году.

Вот так, дорогие девушки, барышни и леди: на протяжение многих веков нашу фигуру оценивали, в основном, мужчины. Давайте устроим небольшое историческое путешествие, посвященное весу и стандартам женской фигуры.

Для этого машина времени нам не понадобится. Достаточно пройтись по залам музеев, историческим книгам, некоторым литературным произведениям. Но, чтобы не стоять в очередях музейных касс, чтобы не искать редкие книги, предлагаю совершить это путешествие со мной.

Начнем с самого раннего времени: наскальной живописи, когда хоть какие-то изображения людей стали появляться. Нет, тут стандарта женской красоты мы не найдем. На фоне прекрасно нарисованных животных, люди выглядят весьма схематично. «Палка, палка, огуречик…» и еще копье.

Поэтому переносимся в эпоху палеолита. Вестоницкая Венера и Венера из Холе-Фельс: самые ранние известные женские изображения, но уже скульптурные. О красоте с современной точки зрения и речи быть не может: огромные груди, широченные бедра, довольно объемный живот. Это, скорее, оберег, символ плодородия, чем скульптура любимой женщины.

Таких «Венер» изготавливали из самых разных материалов до времен ранней античности, причем, бедра становились все шире, а количество грудей увеличивалось: в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина можно увидеть статуэтки «Венер» с четырьмя, и даже шестью молочными железами. Ну что поделаешь, плодородие и способность к деторождению в те века особенно волновали мужчин.

Чтобы наша «экскурсия» была полноценной, посетим и Азию. Например, Индию, с ее знаменитыми храмами любви. Ситуация та же, только скульптурные изображения более реалистичны. У женщин широкий таз, крупная грудь и, если скульпторы не дали лишней воли своей фантазии, какая – то нечеловеческая гибкость. А вот в Средней Азии нам придется поискать описание женских фигур уже в литературных источниках. Что поделать, религия запрещала человеческие изображения. Но поэты описывали своих возлюбленных стройными, словно серна или лань. Эти животные в природе всегда легки и изящны, так что мы получаем еще один исторический стандарт женской красоты. Между прочим, хотя к фигуре и весу информация отношения не имеет, хочется упомянуть еще один исторический факт. Практически до начала ХХ века, маленьким девочкам в некоторых странах Юго-Восточной Азии, прикалывали в волосы заколку – «висюльку». Всегда на одну сторону, что в результате вызывало легкое косоглазие. Тоже считалось очень красивым! Да и красавица Клеопатра тоже славилась небольшим косоглазием.

mm5.jpg

Давайте лучше вернемся обратно, в Европу, а именно в Грецию, на сей раз во времена поздней античности. Вот тут мы найдем все образцы женской красоты, наиболее близкие нам в современности. Артемида – охотница, Гигея и Панацея (дочери Асклепия и покровительницы медицины, между прочим), наяды и дриады. Все выглядят так, как сегодня хотели бы смотреться посетительницы фитнес центров. Стройные, красивые и абсолютно гармоничные.

Есть, правда, одна статуя, пожалуй, самая известная из всех античных творений. Афродита, она же Венера Милосская. Ни скульптор, ни его модель, ни в чем не виновны. Просто в ХХ веке некие ученые пересчитали параметры статуи на рост среднестатистической жительницы Древней Греции. Знаете, что вышло?! Пресловутые 90 – 60 – 90, которые многие десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня не дают многим женщинам спокойно спать, да и есть заодно.

Не специалисту не всегда просто отличить произведения древнегреческих мастеров, от древнеримских статуй. А разница меж тем имеется. Богини и императрицы Древнего Рима менее атлетичны и гораздо брутальнее своих греческих предшественниц. Возможно, это можно объяснить отличием в питании. В Древнем Риме весьма популярны были обильные пиры, которые могли начинаться вечером и заканчиваться утром. Причем женщины участвовали в них наравне с мужчинами. А ели римляне, полулежа, так что устав от еды и пития можно было там же и поспать. Но, сразу скажу, это всего лишь версия.

Далее история дает нам некий перерыв: период войн и переделов государственных границ. Не до женской красоты дело было. Поэтому наша следующая остановка – готический период. Здесь есть и статуи, украшающие готические соборы, и картины. Нигде вы не увидите полнотелых женщин. Фигуры, практически, плоские: грудь, бедра, талия абсолютно не выражены. Но это не мода! Это религия, расцвет инквизиции. Конечно, и в те времена были дамы весомых достоинств. Но в изображениях предпочитали нечто почти бесполое, дабы не было соблазна! Хотя, если взглянуть на немногие сохранившиеся картины эпохи готики, можно заметить, что у женщин выпирает животик. Это не полнота, просто была популярна такая поза: легкий прогиб спины, и вот животик идет вперед. Опять намек на беременность. И это неудивительно: войны и моровые поветрия выкосили довольно большую часть населения. Так что, опять намек на плодовитость женщины.

В самом конце исторического распада инквизиции в Италии, где уже начиналась эпоха Ренессанса – Возрождения, проповедовал Джироламо Савонарола. Согласно истории, именно ему мы обязаны потерей множества картин Сандро Боттичелли, которые восстанавливали античную женскую красоту. Вдохновленный проповедями монаха, художник сжег большинство своих работ. Но нам осталось «Рождение Венеры». Поклонницы активного образа жизни, взглянув на картину, скажут: «Живот-то стоило бы подтянуть»! Но не было в те времена фитнес центров! Зато посмотрите, какой красоты волосы.

Расцвет эпохи Возрождения напоминает нам имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля. Мадонны Рафаэля прекрасны: лицо, фигура: во всем идеальный баланс. А вот у других гениев не все так просто: мужские образы в картинах и скульпторах почти идеальны. Статую Давида работы Микеланджело, можно рассматривать со всех сторон, и не найти изъяна. Но, его же, Ева и Сивиллы в росписи Сикстинской капеллы, явно страдают избытком веса. Как и многие другие женские образы у иных художников и скульпторов.

Теперь перемещаемся в Нидерланды. И тут талантливых художников не мало. Но наиболее известен Питер Пауль Рубенс, помимо живописи, по данным историков, весьма активно занимавшийся еще и международным шпионажем. Вот именно его моделей захотел бы заполучить каждый современный диетолог и тренер по фитнессу. Хотя, на самом деле, им больше бы пригодился пластический хирург. Картина «Вакханалия»: апофеоз ожирению и целлюлиту!

Перемещаемся ближе к нашей территории и истории. Ох, тут тоже ничего утешительного. До 17 века на Руси среди женщин была «в моде» пословица: «Было бы дородство, а красоту я наведу»! Под словом «дородство» предполагался лишний вес. Считалось: чем полнее девушка, тем легче будет рожать детей. Для этого потенциальных невест в обеденное время обильно кормили и давали выпить рюмку наливки, чтобы спать захотелось на пару часов, жирку на боках прибавить. На смотрины невесте могли надеть до пяти слоев одежды, лишь бы она выглядела полнее. Ну и грим накладывали весьма интересный: лицо белили, иногда известью, что коже, как вы понимаете, пользы не доставляло. Брови чернили углем, щеки, как показано в старых фильмах, намазывали срезом свеклы. Интереснее всего с зубами: их было модно чернить! Специальным порошком на основе угля, и особо богатые женихи, даже цари, такой порошок посылали будущим невестам.

Движемся дальше по исторической реке. Здесь можно ориентироваться на парадные портреты российских императриц. Екатерина I и Елизавета Петровна весьма дородны. А вот если взглянуть на коронационное платье Екатерины II, которое находится в оружейной палате московского Кремля, то видно, сколь тонкая у нее была талия, затянутая в корсет, конечно. 47 сантиметров, между прочим! И все равно, мода на огромные кринолины, расширяющие бедра до огромных размеров и грудь, прикрытая разной глубины декольте, вновь возвращают нас к идее плодовитости.

В XVIII веке знаменитые русские художники: Боровиковский, Левицкий и Рокотов пишут свои известнейшие женские портреты. На них барышни уже поизящнее, но все равно, далеки еще до современных стандартов.

Первая половина ХIХ века - это эпоха ампира, давшая нам как изменения в архитектуре, так и в женской моде. Модны стали более стройные силуэты. Еще бы, ведь платья, подобные греческим хитонам, легкие, иногда даже слегка просвечивающие, на толстушках смотрелись не очень. Да не стоит еще сбрасывать со счетов военные походы Наполеона (именно в его времена ампир стал популярен) и войну 1812 года. Ни Франции, ни России эта война не принесла особой финансовой выгоды, а скорее разорила обе страны. Так что аппетиты пришлось поумерить.

Самый конец ХIX века вновь изменяет моду на женскую красоту. Талии остаются тонкими, часто благодаря корсетам, но появляется турнюр. Специальную подушечку привязывали сзади под платье и накрывали пышными юбками. Пятая точка у дамы в таком платье становилась весьма объемистой. Но сидеть в таком сооружении было весьма неудобно!

А в России в самом начале ХХ века работает талантливый художник Борис Кустодиев. Его «Красавица» и многочисленные «Купчихи», конечно, слегка не дотягивают по полноте до рубенсовских дам, но уходят от них не далеко. Но уже родились Ида Рубинштейн, Анна Ахматова, Вера Холодная, которые своими изящными формами вдохновят других художников, скульпторов, фотографов и кинематографистов. А во Франции стала делать первые шаги к своему успеху еще пока никому неизвестная Коко Шанель, потеснившая мужчин модельеров из мира моды и позволившая снова изменить взгляды на женскую фигуру.

Но впереди опять революционные и военные годы. С агитационных плакатов на нас смотрят скорее мужеподобные женщины. Что поделать, в эти годы им было нелегко, и опять-таки, не до красоты.

Позже моду на женскую красоту опять начинают диктовать мужчины. С экранов кинотеатров и с подиумов. Между прочим, большинство модельеров послевоенного времени создавали женскую одежду разных размеров, что позволяло и толстушкам выглядеть красиво. Но в 60-х годах ХХ века происходит своего рода революция: на подиум выходит манекенщица по прозвищу Твигги Доска. Модельеры, фотографы, дизайнеры в восторге, девушки в истерике. До состояния худой и почти плоской, но такой популярной Твигги, хотелось похудеть всем! Для многих сотен девушек это закончилось больницей или даже смертью. Врачи даже стали использовать термин «синдром Твигги».

Ну что же, мы с вами видим, что история, как и мода, развиваются по спирали. Сейчас в моду входят вновь не худые, а атлетичные тела, как в Древней Греции. Хотя и для пухленьких дам находятся обожатели. Но теперь мы сами можем выбирать, как нам выглядеть и что для этого делать!